Итоговое сочинение(изложение)
АРХИВ
Итоговое сочинение (изложение)
2021-2022 учебный год
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
ПОРЯДОКпроведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2021/22 учебном году
Образец заявления на участие в итоговоговом сочинении (изложении)
Акты сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году
Приказ №652 от 18.11.2021.О проведении ИС(изложения) в 2021-2022 уч.году
О сроках,местах и порядке информирования о результатах ИС(изложения)
О сроках и местах регистрации для участия в написании ИС(изложения)
О сроках проведения ИС(изложения)
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник
сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях
других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных
перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях
искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований
и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только
в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят
рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический
и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение
к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое
направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках
цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы
сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте
столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами,
дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса
на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно
актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят
задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса,
о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах
достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями
и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут,
как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический
прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение
к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных
открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое
направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона,
совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений
позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой
и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем,
как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для
окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки
зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата
названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно,
художественная литература, в которой особое место занимает роман
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня
рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое
направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно
важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские
(зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные
интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление,
совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника,
актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих
установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении
искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может
привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также
из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое
направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии
«гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах
их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные
проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг
социально-философских вопросов, позволят соотнести историю
и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем
этого направления можно привлечь для аргументации примеры
из художественной, исторической, психологической, философской литературы
и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую
и нравственную позицию.